Национальная Ассоциация Специалистов финансового планирования

Вклады vs ОФЗ, перспективы S&P 500 и богатейшие семьи в мире. На вопросы инвесторов отвечает советник Владимир Верещак

НАСФП продолжает публикацию самых интересных вопросов от участников конференции «Портфельные инвестиции для частных лиц».  

На протяжении двух дней конференции каждый участник мог задать свой вопрос «дежурному» финансовому советнику и получить ответ в прямом эфире. По многочисленным просьбам участников конференции мы публикуем ответы на наиболее интересные вопросы. Сегодня своим ТОПом вопросов (и ответов) делится Владимир Верещак.


Верещак Владимир Юрьевич

Консервативный инвестор. Аналитик. Рантье. Сохраняю капиталы тех, кто в бизнес уже наигрался.

Больше информации о Владимире и контакты на сайте НАСФП

Сайт Владимира wealthybe.com


1) В случае реализации сценария «Всё для фронта! Всё для победы!» что надёжнее – банковские вклады или ОФЗ?

ОФЗ. Заём государству по определению более надёжен, чем заём любому коммерческому банку, работающему на его территории.

Ориентироваться можно также и на доходность. Чем она выше, тем менее надёжный инструмент и наоборот. Так максимальная доходность ОФЗ с дюрацией до 1 года на сегодняшний день составляет 8,8%. Это 7,5-7,6% с учётом весьма странного для гособлигаций НДФЛ по ставке 13-15%. Пусть 0,3% – комиссии брокера. Остаётся 7,2-7,3% в год. Вклады в банках из ТОП-10 позволяют зарабатывать до 9,5% или грубо 8-8,2% с учётом НДФЛ, если сумма вклада достаточно большая. Иными словами, вклады приносят на 0,8-0,9% в год больше ОФЗ, что в какой степени и отражает их меньшую надёжность. Волатильности во вкладах, кстати, тоже нет.


2) Достаточно ли дешёвый американский рынок сейчас, чтобы начинать инвестировать, или будет дальнейшее падение?

Максимальная «просадка» индекса S&P 500 составляет 84,2%. Это произошло во время великой депрессии 1930-х годов в США. С тех пор падение рынка в периоды всех основных мировых экономических кризисов не превышало 50-60%. В «коронакризис» 2020 года рынок упал на 35,4%. Текущая «просадка» индекса S&P 500 составляет 27,5%. То есть, падать нам ещё есть куда.

Мой базовый сценарий – возобновление роста после падения индекса в зону 2 900–3 100 пунктов (сейчас – 3 600). Многие отдельные качественные бизнесы уже подешевели на 80–90%. Трудно представить, чтобы они могли стать ещё дешевле. В худшем случае нас ждёт вторая волна кризиса с падением индекса до отметок 1 900–2 100. Тогда всё растянется ещё на несколько лет.

При этом, если вы формируете капитал путём периодического пополнения инвестиционного портфеля на определённую сумму, волновать подобные вопросы вас не должны, так как за счёт пополнений вы фактически усредняете цену покупки активов и сокращаете срок восстановления портфеля после просадки. Если вы инвестируете в рентные активы, оценивайте их качество и ориентируйтесь на текущую доходность в сравнении со средними показателями по рынку и вашими финансовыми целями. Если вы подходите к инвестициям более активно, а то и вовсе спекулируете, задаваться этими вопросами вам также не следует, ибо вы наверняка знаете, где купить или продать тот или иной финансовый инструмент. Кажется, это все возможные сценарии работы на рынке. А значит большого практического смысла всё вышеизложенное не имеет.


3) С 1872 года индекс S&P 500 рост в среднем на 4.5% в год. Плюс дивиденды 1.5–2%. Доходность небольшая. Но с учётом капитализации за 150 лет набегает прилично. Где же сказочно богатые инвесторы?

Насколько мне известно, в мире не существует единого реестра богатых людей с указанием источника происхождения средств. Так что вполне возможно, что люди, сколотившие своё состояние исключительно на инвестициях в ценные бумаги, где-то всё-таки живут. Для примера, в книге «Богатство семьи» Джеймс И. Хьюз-младший пишет о европейских богатых семьях в седьмом поколении (как раз около 150 лет).

Автор также указывает на известное «правило большого пальца» в отношении передачи капитала по наследству. Первое поколение трудится в поте лица, пытаясь сформировать капитал. Дети помогают родителям и впитывают культуру бережного отношения к деньгам. Третьему поколению всё достаётся просто так. Вопреки наставлениям родителей, им трудно понять, каково это — зарабатывать деньги, и зачем управлять капиталом. Они спускают все деньги на развлечения и финансирование бесплодных идей. Поэтому четвёртое поколение «ходит без штанов». Круг замыкается.

Хорошее дополнение сделал Сергей Пирогов из Invest Heroes: «Также возможен сценарий, в котором дети богатых людей, из-за отсутствия у последних времени, растут без внимания родителей и, как следствие, во взрослой жизни ассоциируют деньги с чем-то плохим; с тем, как жить не надо».

Поэтому, скорее всего, проблема не столько в ценных бумагах, сколько в преемственности поколений.


Другие ответы читайте в рубрике Ответ советника

Если у вас есть вопросы к финансовым советникам НАСФП, напишите их нам ↓

    Рубрики: Аналитика | Мероприятия | Ответ советника