28 октября состоялась V Международная конференция «Территория финансовой безопасности 2020». На конференции выступила заместитель директора Национальной ассоциации специалистов финансового планирования Дарья Андрианова.
Традиционно организаторами форума были Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Третий год подряд конференция включается в перечень основных мероприятий Международной недели инвесторов (WIW-2020), которая проводится под эгидой Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). В нашей стране организатор недели инвесторов – Банк России.
Для участия в конференции зарегистрировались почти 800 человек, выступили с отдельными сообщениями 28 спикеров.
По традиции одна из сессий «Территории финансовой безопасности» посвящена борьбе с мошенничеством. В этот раз вопреки тревожным сигналам, которые поступают от потребителей организаторы решили сделать упор на позитивном опыте, поэтому третья сессия была названа «Эффективные меры противодействия недобросовестным практикам и финансовым пирамидам». Впрочем, позитивное название не помешало говорить о проблемах противодействия мошенническому сообществу.
Модератором сессии выступил управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.
Заместитель директора Национальной ассоциации специалистов финансового планирования Дарья Андрианова акцентировала внимание участников форума на психологических аспектах взаимодействия социальных инженеров и их жертв. Абсолютное большинство хищений с банковских карт совершается при содействии самих жертв. И это на десятом году реализации государственной программы повышения финансовой грамотности населения России.
Граждане глупые? Очевидно, нет.
Для того, чтобы достичь своей цели мошенники используют недостаток знаний, недостаток навыков, но в большей степени мошенническая схема построена на наших эмоциях. Поэтому рациональные знания не спасают.
На каких эмоциях к нашим центрам принятия решений проникают проникаю мошенники? В первую очередь, это страх (потери денег, здоровья, нарушить закон, навредить близким). Второе – это эмпатия (желание помочь друзьям, родственникам, и, как ни странно, самому мошеннику).
Третья важнейшая часть эмоционального ключа к жертве – это жадность, особенно это касается людей, склонных к риску.
Мошенники манипулируют и нашими более глубокими чувствами, такими как потребностью в признании, чувством одиночества, а также любопытством.
Социальные инженеры конструируют ситуации, во время которых перечисленные эмоции должны проявиться, что мешает рациональной оценке ситуации.
Какие уловки используются для этого? Это создание знакомого для гражданина бытового контекста (например, звонок из банка). Действие от имени авторитета (по крайней мере авторитета в той области, о которой идет речь – сотрудник службы безопасности). Воссоздание ощущения безопасности в контакте с мошенником (спокойно делайте, что я вам говорю и деньги никуда не уйдут). Апелляция к общему мнению или общепринятым реакциям (все так делают).
Кроме того мошенник может создать ситуацию «сломанности», из которой «без специалиста не выбраться».
Дарья Андрианова выделила пять основных категорий жертв, на которые ориентируются мошенники.
- Индивидуалисты, которые финансово обеспечены, легко тратят деньги, доверяют и интересуются всем новым.
- Распорядители финансового бюджета, на которых висит денежная ответственность в семье
- Школьники, студенты
- Домохозяйки
- Пенсионеры.
Чтобы защититься от мошенников, надо уметь управлять эмоциями. Это сложно, но реально.
По результатам опросов, 27% респондентов готовы сообщить мошенникам данные о своей банковской карте необходимые для совершения недобросовестного списания денег. Однако в реальности лишь 4% граждан, к которым обращались социальные инженеры, понесли финансовые потери. Это означает, что мошенники тоже несовершенны и, к счастью, работают не с самой высокой эффективностью.